?

Log in

No account? Create an account
Образование и мы
Он-лайн конференция с Игорем Реморенко 
25-авг-2008 12:04 pm
Он-лайн конференция с Игорем Реморенко, Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России, по теме «"Российское образование-2020": оценка качества и содержания образования». 

Идея создания современной модели образования впервые прозвучала в сентябре прошлого года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов http://president.kremlin.ru/appears/2007/09/13/2351_type63378type63381_143866.shtml.

Более подробно с основными предложениями по формированию модели «Российское образование – 2020» можно познакомиться на сайте Министерства http://mon.gov.ru/dok/akt/4674/.

Это не жёсткий документ, а именно модель, которая в настоящее время активно обсуждается и дорабатывается с участием экспертных коллективов из Высшей школы экономики, Московской бизнес-школы «Сколково», Федерального института развития образования, Национального фонда подготовки кадров, РСПП, крупнейших российских вузов, объединений начального и среднего профобразования, общественных организаций, станет главной темой для обсуждения на традиционных августовских педсоветах во всех регионах...

Основная тенденция, заложенная в модели «Российское образование 2020», – расширение возможностей для каждого, построение и реализация гибких образовательных программ, которые призваны обеспечить четыре направления.

Во-первых, это доступность качественного образования. То есть возможность для каждого из нас – и ребенка, и взрослого – получить хорошее образование. Независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья.

Во-вторых, содержание образования должно быть обновлено таким образом, чтобы обеспечить инновационное развитие экономики и общества. То есть система образования будет нацелена на формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в проектной работе, способностей ориентироваться в условиях быстрой смены технологий.

В-третьих, образование должно стать непрерывным – то есть человек в течение всей жизни сможет учиться и переучиваться, чтобы всегда быть успешным на меняющемся рынке труда.

В-четвертых, система образования должна стать по настоящему открытой для общества и быть ориентирована на потребителя образовательных услуг – то есть на нас, детей и родителей, работодателей, которым нужны умные головы и золотые руки. Будет развиваться система обратной связи образования и общества, внешней оценки образовательных программ и учреждений. Это общественные рейтинги, общественная аккредитация образовательных программ, обязательное информирование общества о деятельности образовательных учреждений. Все то, что дает системе образования возможность увидеть – а в том ли направлении мы движемся, и уточнять свои действия по ходу создания, а потом и реализации модели до 2020 года.


Он-лайн  конференция завершена. Мы благодарим Игоря Михайловича
за согласие принять участие в нашей он-лайн встрече.   Вопросов поступило много, к сожалению, не на все И. Реморенко успел ответить.  Он обещал  найти время и  еще раз  вернуться к нашей дискуссии.  
Многие ответы вы сможете также найти в интервью И.Реморенко на сайте  Открытая экономика (Опек.ру) http://www.opec.ru/docs.aspx?id=224&ob_no=87309
Всем спасибо! До новых встреч!!!
Comments 
25-авг-2008 09:16 am - вопрос Ремаренко
Вопрос по поводу идеи всеобщего высшего образования, которую высказывает Кузминов. Чисто статистический: сколько выпускников выпустила школа в этом году? Сколько ребят поступили в вузы? сколько из них на бюджет и сколько на платное? Сколько в техникумы - СПО, сколько в систему НПО?
26-авг-2008 12:31 pm - Re: вопрос Реморенко
Есть хороший сайт http://stat.edu.ru/ там можно найти статистику на сей счет. Но вопрос вполне понятен. Действительно, количество поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования сокращается. Отчасти этим вызвана проработка вопросов введения прикладного (технического) бакалавриата.
25-авг-2008 11:14 am - Содержание образования
Anonymous
Глубокоуважаемый Игорь Михайлович!

Вопрос связан со сформулированным требованием о том, что "система образования будет нацелена на формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в проектной работе", которое отражено также в "Модели-2020", где в информационную компетентность включено умение применять информацию для решения проблем, и в документе "Образование для инновационных обществ в XXI веке", принятом на саммите Глав государств Группы восьми в г. Санкт-Петербурге, п. 21.

Вопрос: какие планируются меры, чтобы растущий спрос на формирование творческих способностей и умений решать проблемы соединился с имеющимся в нашей стране, но пока почти не реализованным предложением соответствующих образовательных технологий?

Пояснение к вопросу: Инновационными педагогами в различных регионах России и стран ближнего зарубежья за последние 15 - 20 лет разработаны основы, решены практически все принципиальные вопросы реализации того, что в Приоритетном Национальном проекте "Образование" названо инновационным образованием, в котором обучение ведется в процессе создания новых знаний. Содержание любого школьного предмета, любой вузовской дисциплины при использовании этих разработок становится материалом, на котором можно учиться решать проблемы, изобретать, на основе универсальных закономерностей преодоления противоречий, содержащихся в прикладной диалектике, выросшей из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Есть разработки, как учиться изобретать не только у людей, но и у живой и даже неживой природы. Есть публикации, книги, диссертации (докторские и кандидатские), Национальные премии. Но внедряются эти отечественные разработки пока больше за рубежом, в ведущих университетах ряда стран, начиная с Массачусетского технологического института.
26-авг-2008 12:38 pm - Re: Содержание образования
Очень ценю и уважаю всех разработчиков в области ТРИЗ-педагогики. С некоторыми дружу лично. Однако не считаю возможным продвигать какую-либо технологию, пусть и очень правильную и интересную, с государственного уровня сколь-либо централизовано.
Думаю, что законодательная позиция, что методики выбирают сами педагоги, не должна пересматриваться. Полагаю правильным, что конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в нацпроекте "Образование", строился по ринципу выбора потребителей.
Одним словом, чем лучше в системе образования мы наладим конкуренцию, обратную связь с потребителями, тем лучше и эффективнее пойдет внедрение новых образовательных технологий. Тогда они и будут наиболее эффективно развивать творчество и другие ценные способности.
25-авг-2008 11:26 am - вопрос Ремаренко
Директора школ жалуются, на непомерный рост бумажной работы. Один перечень документов, которые должен готовить директор в разные инстанции занимает несколько страниц. Зачем? И доколе?
26-авг-2008 12:40 pm - Re: вопрос Ремаренко
Действительно. Доколе? Не знаю что с этим делать. Сам стараюсь минимально запрашивать о чем-либо школы. Отчетность статистическую новую вводим, предельно минимизировали традиционный набор показателей, кое-где переходим на электронный сбор отчетности.
25-авг-2008 11:32 am
Вы говорите об оценке качества... А меня лично больше волнует, не то, как это качество кто-то будет оценивать, а как сделать, чтобы это качественное образование реально появилось в наших школах. Как на практике будет осуществляться принцип "доступности качественного образования"? ВОт у нас рядом с домом есть три школы. И все три - плохие... Хорошая - нужно ехать на автобусе. Но туда огромный конкурс. И моя дочь туда не поступила. Как же в таком случае она может получить хорошее образование "независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья", если в той школе, куда она ходит, все хорошие учителя постепенно увольняются или уходят на пенсию? Получается, что хорошее образование и поступление в вуз ей могу обеспечить теперь только я, оплачивая репетиторов, а совсем не государство.
26-авг-2008 12:47 pm
Всегда будут школы и хорошие, и не очень. Это очевидно. Но мы-то и хотим, чтобы максимальное число детей имело доступ к качественному образованию - хотя бы с современными условиями его получения. Я имею в виду современные учебные кабинеты, лаборатории, учебное оборудование, интернет и пр. Сейчас, когда у нас в стране 65 тыс. классов, где учится менее 5 детей - создать такие условия невозможно. Поэтому мы и ставим приоритет создания хорошо оснащенных больших школ с хорошими условиями обучения. Что касается репитировов, то они тоже будут всегда. Другое дело, что больше бы будем совершенствовать единый экзамен - тем меньше нужно будет нанимать репетиторов. Но это уже особая тема для обсуждения.
25-авг-2008 11:42 am - методики
Игорь Михайлович! Учить всех без отстающих, без перегрузок, без отбора и отсева у нашей сегодняшней школы не получается. Но почему-то не рекомендуются, не распространяются методики учителей-новаторов, которые умеют это делать. Живы еще Софья Лысенкова и Виктор Шаталов. С их методиками это возможно. У обоих этих авторов есть книги. В советское время они ездили со своими лекциями по всей стране и число их последователей росло. Сегодня имена забыты, а методики хоть и растащены разными авторами УМК без всяких ссылок, но комплексно не распространяются и не применяются. Не издаются необходимыми тиражами.
А в результате учителя не умеют учить разных детей в одном классе, применяют повсеместно разделение по умственным способностям. Нельзя не помнить своей собственной истории педагогики, тем более такой близкой. Нельзя терять то, что имеем.
Министерство теперь на все подобные вопросы отвечает: это не в нашей компетенции, все решают на местах. Но мы, к сожалению, живем в обществе, где без отмашки сверху ничего не происходит. Кто и как мог бы донести до школы действительно ценные методики?
26-авг-2008 12:45 pm - Re: методики
Новаторы - это здорово, но методики большинства из них недостаточно технологичны, они основаны на их личностных качествах, либо недостаточно описаны как технологии, а потому невоспроизводимы на массовом уровне. Известно множество примеров, когда "методики" новаторов искажались с точностью до наоборот. Например, опорные сигналы (схемы) Шаталова. В массовом варианте их просто предлагали детям в готовом виде, и разочаровывались, когда дети без этих сигналов не могли воспроизвести материал. А на самом деле пафос методики заключался в организации мышления, в том, чтобы сформировать у детей адекватные ментальные репрезентации в процессе совместного создания этих схем. Такой способностью не обладает массовый учитель. Но Вы не переживайте - все, что было хорошего у новаторов, так или иначе изучается и входит в современные высокотехнологичные системы обучения.

Светлана Белых
25-авг-2008 11:52 am - Армия
уважаемый Игорь Михайлович, если идея всеобщего высшего образования, равно как и изменение формата техникумов (технический бакалавриат) получит свое продолжение, не загубит ли идею на корню прошедшее закрытие военных кафедр. С одной стороны, высшее образование может стать всеобщим, но, с другой, большинству выпускников школ останется воспользоваться только правом на всеобщую воинскую повинность. Или это не так?
26-авг-2008 12:55 pm - Re: Армия
а мы и не говорим про всеобщее высшее образование. Мы говорим про то, что все больше профессий "технологизируются" и требуют более сложных квалификаций. И тут, строго говоря, армия не причем.
25-авг-2008 12:17 pm - переписанная история
История с историей длится уже год. Несмотря на все усилия педагогического сообщества, учебник «История России 1945--2007», вышел массовым тиражом в издательстве «Просвещение» и ппродвигается с напором асфальтового катка. Еще до массового тиража получил гриф "допущено". Через год значит получит "рекомендовано".
Тем же авторским коллективом готовится новый учебнике «История России 1900--1945», в Академии повышения квалификации учителям была роздана его концепция. В концепции практически оправдывается политика Сталина. Даже в советских учебниках этого не было. Там преступления режима или замалчивались или объяснялись как искривление линиии. Теперь оправдываются!
Как "обсуждение" концепции и книги для учителя оборачивается дерективными указаниями, учителя истории уже видели в прошлом году на прокатившихся по стране совещаниях учителей и преподавателей.
Почему эта ревизия нашей истории не встречает должного отпора со стороны министерства?
Может ли руководитель издательства быть одновременно и руководителем группы по разработке стандартов? Кто следит за разведением комерческих и интересов развития школы?

26-авг-2008 01:00 pm - Re: переписанная история
Скажите тоже... Никакая там политика Сталина не оправдывается. Я сам читал эти учебники, ничего такого не нашел. То, что проводится ревизия истории - это придумали журналисты. Если бы я был журналистом, я бы на их месте тоже что-то такое сочинял. Работа такая. А кто руководитель группы по разработке стандартов? В министерстве такой нет. Есть экспертная группа, которая заседает раз в месяц. Там много разного народа. Возглавляет группу заместитель министра - И.И. Калина. Есть еще группа в РАО. Ее возлавляет Президент Н.Д. Никандров.
25-авг-2008 12:32 pm - Прочитала, но так и не поняла, что же будет с дошкольным
Anonymous
Что за клубы планируется организовать? Как они будут работать? А главное, станет ли дошкольное образование обязательным? И если да, то каким образом дети будут его получать, если очереди в садики сумасшедшие?
26-авг-2008 01:05 pm - Re: Прочитала, но так и не поняла, что же будет с дошкольн
Понимаете, какая штука... За дошкольное образование отвечают муниципалитеты. За последнее время, несмотря на очереди в детские сады, охват дошкольным образованием в стране растет. В особенности в последний год перед школой. Возникает вопрос - а может тогда, если дошкольное образование так востребовано - и сделать один год до школы обязательным? На это выделять целевые субсидии из регионов в муниципалитеты. По той же схеме, как это сделано со школами. Вот это предлагается обсудить и принять решения.
Что касается клубов, то согласитесь, как часто мы видим во дворах одиноко гуляющих мам с маленькими детьми. Так мало места, куда можно пойти вместе с ребятами, что-то обсудить, поделиться впечатлениями, получить консультации... Вот такие услуги, как нам представляется, вполне могут оказывать и детские сады, и учреждения дополнительного образования.
25-авг-2008 12:35 pm - ВОПРОС
Anonymous
А что значит школы ступени обучения? Чему и на какой ступени будут учить? Что изменится благодаря этому нововведению?
26-авг-2008 01:08 pm - Re: ВОПРОС
Это когда начальная школа, подростковая школа и старшая организуются в разных помещениях с разным расписанием занятий и разной организацией образовательного процесса. Благодаря этому ребятам легче общаться со сверстниками, младших не обижают старшие, а старшие не чувствуют себя малолетками. В итоге такая организация улучшает качество образования. В некоторых городах есть интересные разработки по деятельности таких школ. В Самарской области, Калининградской, в Красноярском крае.
25-авг-2008 12:54 pm
Anonymous
Утверждение о том, что качество образования повысилось, вызывает огромные сомнения. На самом деле, качество образования в средней школе настолько удручающе, что заинтересованным родителям остается только учить ребенка собственными силами.

Но даже в этом случае возникает масса проблем:
В первый класс многие дети приходят уже давно умея читать и писать. В приличную школу иначе просто не поступишь Чему там потом таких детей учат, непонятно, но отчетность у школ безусловно в порядке. Кому нужна такая показуха? Зачем убрали возможность отдать подготовленного домашнего ребенка в школу на год позже по программе трехлетней начальной школы, чтобы он не сидел лишний год за партой и не учился тому, чему и так уже обучен?

Который год твердят, что детей не должны тестировать при поступлении в 1 класс. Но что толку говорить о том, что не должны, если поступление в первый класс иначе вообще нигде не происходит и все разговоры о том, что якобы учитель должен подготовиться и понять, кто у него учиться будет – это только разговоры. Тестируют именно для того, чтобы отобрать более способных, уже обученных детей.

Очень многие дети изучают иностранные языки на курсах или с репетиторами, помимо школы. Ждать нормального преподавания языков в школе уже вообще давно не приходится. Однако никак не предусмотрена возможность аттестации таких детей, освобождение их от давно не нужных им школьных уроков. В результате идет дублирование. Расходование бюджетных средств. За что получают деньги педагоги иностранного языка?

Уроки физкультуры вызывают огромные нарекания. Между тем многие дети посещают спортивные школы и серьезно занимаются спортом. Почему бы не освободить их от уроков в школе? Аналогичные вопросы возникают с музыкальными и художественными школами. Очевидно, что ребенок, посещающий такую школу, не нуждается в школьных уроках музыки и рисования, которые крайне редко бывают высокого уровня.

Дети и так перегружены. В начале они учатся в школе, где никто давно не учит, а потом вынуждены проходить программу в свободное время с родителями или репетиторами. Показатели при этом хорошие, кто бы сомневался. Только при чем тут школа?

Как вы планируете проверять, чьи все-таки заслуги образования ребенка, самой школы или родителей вынужденных оплачивать образование из собственного кармана если в вашем тексте мы читаем вообще абсурдные вещи:
"По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% – улучшение воспитания; 17% – большее использование компьютера; 17% – введение профильного обучения; 10% – рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся."
Как вы достигли этого роста призеров? Увеличили количество призовых мест с трех до пяти?
26-авг-2008 01:14 pm
Это не мы достигли, это школы наши достигли.
Хотя и нам не нравится, что в формальном образовании (в школе) дети могут быть неуспешны, а в неформальном образовании могут достигать определенных весьма заметных результатов. Школы-участники нацроекта заметно продвинулись именно в учете результатов внешкольного образования в школьной жизни. Тут планов много. Это и развитие портфолио, и профподготовка в старшей школе, и перечисление денег школам за дополнительное образование и пр. Все это можно найти в текстах по современной модели образования.
25-авг-2008 12:58 pm
Все чаще употребляется термин «потребители образовательных услуг». Означает ли это, что модель «Российское образование 2020» предполагает дальнейшую коммерциализацию образования?
26-авг-2008 01:21 pm
нет, не означает. Как не означает, что если в доме создается товарищество собственников жилья, то плата за содержание квартир будет увеличена
25-авг-2008 01:04 pm
Если предполагается, что образование должно быть направлено на формирование творческих способностей, умений решать проблемы, навыков участия в сложно организованной проектной работе, способностей ориентироваться в условиях быстрой смены технологий, означает ли это что речь идет об окончательном отказе от фундаментального образования и переход исключительно к прикладному?
26-авг-2008 06:53 am
Anonymous
Глубокоуважаемый aka_de_mik!
Сообщаем для сведения, что наиболее эффективные современные педагогические технологии формирования творческих способностей и умений решать проблемы используют прикладную диалектику - науку о способах преодоления противоречий, являющуюся продолжением диалектики Гераклита - Аристотеля - Гегеля, дополненную вышеназванными способами. Эти технологии позволяют изучать в режиме "изобретения знаний" (см. http://www.ratriz.ru/pab_stati.htm, статья "Изобретение знаний" на основе ТРИЗ") не только прикладные, но и самые фундаментальные науки. Можно научиться решать проблемы, изучив, например, создание различных математических понятий, открытие теории оносительности, образование звезд из межзвездного газа и планет из протопланетного облака, эволюцию органической жизни на Земле и т.п. Закономерности преодоления противоречий в антропогенных и неантропогенных системах едины. Да и сама диалектика - это самая что ни на есть фундаментальная наука.
Если формировать творческие способности таким образом, то фундаментальность образования не снизится а, наоборот, усилится.
С уважением.
Авторы самого первого вопроса.
25-авг-2008 01:33 pm
Anonymous
Уважаемый Игорь Михайлович!

В связи с переходом ЕГЭ в штатный режим будет ли к приёмной кампании 2009 года издана новая редакция Порядка приёма в вузы?
При подготовке новой редакции Порядка как предполагается решать следующие вопросы:
(1) Конкурсные испытания для лиц со средним профессиональным образованием при поступлении на профильные сокращённые или ускоренные программы - через ЕГЭ или возможны варианты?
(2) Перечень вступительных испытаний - жестко фиксированный для профиля обучения или "рекомендуемый" как сейчас имеет быть?
(3) Минимальные уровни балла ЕГЭ, необходимые для поступления на бюджетное/внебюджетное обучение - о чём неоднократно говорил министр А.Фурсенко - будут или нет?

Подготовку к приёму 2009 года нужно начинать уже сейчас и, значит, принципы должны быть определены.
Не хотелось бы, чтобы, как в текущем году, только в феврале появилось письмо, сообщающее правила игры.

С уважением, Бобков Николай Константинович (Марийский государственный технический университет)
26-авг-2008 01:25 pm
Да, мы сделали новый порядок приема в вузы. в сентябре представим сообществу.
25-авг-2008 01:49 pm - Как изменится структура финансирования образования?
Насколько увеличится (и какими этапами) финансирование образования? Как изменится структура финансирования образования (соотношение государство-частные инвестиции)?
26-авг-2008 01:27 pm - Re: Как изменится структура финансирования образования
планируется, что к 2020 году объемы государственных инвестиций достигнут 5,5% ВВП. Это где-то сопоставимо со средними показателями со странами ОЭСР. Частные инвестиции на уровне 1,5% ВВП. Это также сравнимо с европейскими показателями.
25-авг-2008 02:18 pm - вопрос от ж-ла "Администратор образования"
Anonymous
Уважаемый Игорь Михайлович!

В модели «Российское образование—2020» предполагается реализация программ «прикладного бакалавриата» в учреждениях среднего профобразования. Однако недавно появилось новое Типовое положение об учреждениях СПО. Такая возможность там не предусмотрена. Почему? И еще вопросы на эту тему. «Прикладной бакалавриат» — это повышенный уровень СПО или все же высшее образование? И что будет с ссузами, которые получат право на реализацию программ «прикладного бакалавриата»: они вольются в состав вузов или сами получат такой статус?

Спасибо.
26-авг-2008 01:29 pm - Re: вопрос от ж-ла "Администратор образования"
Прежде всего, Вы правы, на прикладной бакалавриат будут претендовать те, что реализует повышенный уровень СПО. В положение, конечно, пока не вошло, прежде надо будет внести законодательные изменения. Подробно эту тему обсудил здесь - http://www.opec.ru/docs.aspx?id=224&ob_no=87309
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded ноя 20 2019, 11:54 am GMT.